ООО ТЕХРЕГИОН Продажа КМУ в Москве и Московской области.
Производительность КМУ и безопасность работы
19.09.2021 08:17

Очень часто, чтобы повысить рентабельность эксплуатации крана-манипулятора, используют различные ухищрения, вроде отключения датчиков, незначительного повышения рабочего давления в гидроцилиндрах и т.п. Насколько оправданы такие действия и можно ли добиться максимальной эффективности КМУ, соблюдая требования всех инструкций.

Чем оборачивается сиюминутная выгода от нарушения правил эксплуатации манипулятора.

Большинство «хитростей» при эксплуатации крана-манипулятора, например отключение системы ограничения грузового момента, направленное чтобы поднимать более массивные грузы, используют заложенные в КМУ для обеспечения надежности запасы прочности. Т.е. КМУ действительно не ломается сразу и работа с превышением допустимых характеристик не приводит к авариям. Однако при таком режиме эксплуатации скорость износа, накопления усталости металла, появление микротрещин и т.п. процессы идут гораздо быстрее. В итоге неожиданно происходит либо серьезная авария(опрокидывание манипулятора, гнется стрела и т.п.) требующая дорогостоящего ремонта, либо манипулятор выходит из строя гораздо быстрее, чем в случае, если бы он эксплуатировался с соблюдением правил. Фактически временное увеличение производительности, если думать «не одним днем» оказывается не выгодным!

Как добиться повышения производительности работы крана-манипулятора?

  • Выбирайте КМУ «с запасом» относительно грузоподъемности и вылета стрелы для планируемой сферы деятельности. Постоянная работа манипулятора «на пределе» своих возможностей сокращает срок службы, в итоге «экономия» при покупке оборачивается потерями.
  • Даже самый новый манипулятор, оснащенный по последнему слову технического прогресса может быть быстро «убит» оператором КМУ, не соблюдающим правила эксплуатации и ТО. Поэтому изучение и выполнение данных инструкций операторами манипуляторов является обязательным!

Как работать на кране манипуляторе

1. Оператор КМУ обязан изучить инструкцию по эксплуатации модели крановой установки, на которой он будет работать.

2. Перед началом эксплуатации манипулятора -Проверить системы безопасности КМУ
-Убедиться, что все компоненты гидросистемы исправны, система наполнена маслом до необходимого уровня, нет подтеканий гидрожидкости и засора, нет задиров на штоках поршней гидроцилиндра.
-Проверить сварные швы на предмет отсутствия трещин, разрывов и иных повреждений -В соответствии с картой смазки внести смазку во все шарниры манипулятора.
-Убедиться, что запирающее устройство находится на месте, крюки поворачиваются на подшипниках, на деталях нет трещин и других повреждений.
-Проверить грузовые стропы и прочие детали такелажа на предмет отсутствия потертостей, разрывов, скручивания.
-Проверить наличие чехлов, кожухов и защитных ограждений

3. Транспортное средство с манипулятором нужно устанавливать на строго горизонтальной поверхности, максимально допустимый угол- 5° от горизонтали, в случае, когда планируется работ крана-манипулятора на максимально допустимой грузоподъемности(соответствующего вылета стрелы) не допускается уклон более 3°.
-Поверхность, на которой располагается автомобиль с КМУ должна быть достаточно твердой, чтобы выдерживать давление аутригеров. В противном случае необходимо использовать специальные подкладки под опоры.
-При прибытии на объект, оператор КМУ должен проверить, нет ли в зоне будущей работы линий электропередачи. В случае, когда манипулятор не имеет усиленной электроизоляции и системы координатной защиты с датчиками приближения к линии электропередач, КМУ необходимо расположить не ближе 10 м от линии электропередачи.
-В случае, когда выполнить условия по расстоянию до электросилового оборудования не представляется возможным, то на время работы крана манипулятора линию нужно обесточить
-При скорости ветра свыше 10 м/с, грозе эксплуатация крана-манипулятора запрещается.
-Перед началом подъема груза, оператору КМУ необходимо проверить, что трансмиссия автомобиля находится в нейтральном положении, стояночный тормоз включен и под ведущие колеса с обеих сторон подложены тормозные башмаки.
-Перед началом работы в зимнее время гидросистему манипулятора нужно сначала разогреть - гидронасос должен поработать на холостом ходу, после чего нужно сделать несколько движений стрелой без груза

4. Во время подъема груза
-Не пытайтесь подтягивать, волочить или дергать груз стрелой, отрывать примерзший груз, либо засыпанный грунтом, песком и т.п..
-При перемещении груза, нужно поднимать его на минимальную высоту, стараясь держать его как можно ближе к земле.
-Переключайте золотниковые клапаны плавно. Не рекомендуется резко дергать рычаги или груз. Нельзя резко тормозить движение груза.
-При опускании крюка ниже уровня опорной поверхности нужно уменьшить скорость и проверить, что на барабане не менее трех витков троса
-Запрещено покидать место оператора, когда груз поднят на стреле
-Во избежание перегрева масла, как только шток гидроцилиндра выдвигается на максимальную длину, рычаг управления клапаном нужно сразу перевести в нейтральное положение
-При достижении маслом температуры температуры 80 °С нужно прекратить работу манипулятора и сделать перерыв, чтобы температура опустилась

5. Запрещается использовать КМУ для непредусмотренных работ, например, подталкивать застрявший в грязи автомобиль, упершись стрелой в грунт и т.п.

Разумеется, приведенные выше рекомендации, как и видео, не являются ни инструкцией по эксплуатации КМУ, ни правилами работы оператора КМУ, мы рекомендуем новичкам пройти обучение по специальности машинист крана манипулятора (оператор манипулятора).

Как обучиться работе на КМУ

удостоверение оператора КМУ
удостоверение оператора КМУ

В настоящее время получить квалификацию по данной профессии не представляет особой сложности, так как многие учебные центры готовы предложить услуги по обучению на курсах оператора манипулятора, которые проходят в соответствии с установленной государственной программой.